Пожалуй, правильнее было бы выразиться короче: винтовка Мосина — легенда. Это основное оружие российского (и советского) солдата в двух мировых войнах ХХ века.
Самые ранние попытки использовать винтовку Мосина в качестве снайперского оружия относятся ко времени Первой мировой войны. Иногда приходится читать о том, что снайперов в те годы как таковых не существовало, имели место лишь «поединки» и собственная инициатива «призовых стрелков». Это абсолютно не соответствует действительности. Как только стих накал боев первого этапа войны и сама война перешла в позиционную фазу, применение снайперов получает все больший размах и достигает своего апогея в завершающий период войны. Правда, с некоторой оговоркой: это касается в первую очередь Западного театра военных действий.
Изображение из свободного источника
Русская армия того времени не имела собственного оптического прицела в паре с кронштейном, который возможно было бы установить на винтовку Мосина. Ведь снайперская винтовка — оружие, обеспечивающее повышенную точность стрельбы по сравнению со штатным образцом. А штатный образец в те годы, как известно, изначально пристреливался с примкнутым штыком, что затрудняло использование оружия в качестве снайперского. Несмотря на то, что оптический прицел Герца уже существовал (и даже проходил испытания на базе Офицерской стрелковой школы), Обуховский завод получил от ГАУ наряд на его изготовление только в 1917 году — когда не хватало ресурсов на обеспечение армии самым необходимым. Поэтому в русской армии за неимением ружейной оптики в качестве снайперских использовались стандартные винтовки Мосина (наиболее хорошо пристрелянные в руках опытных стрелков). В те годы стрелок-снайпер работал в паре с наблюдателем, вооруженным биноклем либо стереоскопической трубой: это отчасти компенсировало отсутствие специального оптического прицела. Впрочем, такая тактика применения снайперов характерна для всех армий того периода.
Изображение из свободного источника
Всерьез за развитие снайперского дела взялись только в советское время, уже после завершения гражданской войны. Нужно отметить, что своеобразным «двигателем» этого процесса выступали военно-спортивные общества того времени: ОСОАВИАХИМ и «Динамо». Они имели возможность самостоятельно заказывать как винтовки (у отечественных изготовителей), так и прицелы (и кронштейны к ним) за рубежом — ведь советских прицелов на тот момент еще не существовало. Параллельно с этим в Красной Армии снайперские винтовки и их применение начинают рассматриваться как новый элемент вооружения — опыт Первой мировой войны был учтен. За границей заказывалась необходимая оптика, она проходила полигонные испытания, создавая основу для разработки советских оптических прицелов и кронштейнов к ним. Самые первые отечественные кронштейны (Смирнского и Кабакова-Комарицкого) были разработаны уже в начале 1930-х годов. Они работали пока еще в паре с иностранной оптикой — в основном с прицелом Цейса, получившим название «Д2» («Д3»). Уже в 1932 году было издано специальное «Наставление по подготовке стрелков-истребителей в Погранохране, войсках и органах ОГПУ и в ПСО «Динамо». Чуть позже пошли в серию и отечественные оптические прицелы «ПЕ» и «ПУ».
Изображение из свободного источника
Одновременно совершенствовалась и сама винтовка: образец 1891 года в 1930-м году был модернизирован. После многочисленных доработок и испытаний серийное производство снайперского образца было запланировано начать в июле 1938 года на Тульском оружейном заводе. В 1940 году производство было прекращено в связи с перестройкой производства на изготовление СВТ (и ее снайперского варианта). Начало войны, эвакуация завода и потери начального периода войны привели к тому, что производство снайперского варианта винтовки Мосина было возобновлено тульским заводом в эвакуации в феврале 1942 года. В начальный период войны в войска выдавали даже винтовки со снайперскими прицелами, уже не состоявшими на вооружении (теми же «Д2» и «Д3»).
Снайперская модификация винтовки системы Мосина образца 1891/1930 года, изготовленная на Ижевском оружейном заводе в 1944 году.
Вообще необходимо отметить, что предвоенное развитие снайперского дела принесло плоды в годы войны. Если в Первую мировую Германия лидировала в этом отношении как количественно, так и качественно, во Вторую мировую она сильно отставала от Красной Армии в подготовке и количестве снайперов (что отмечают и немецкие источники).
Вот со снятием с вооружения винтовки Мосина — вопрос. Ее производство, как известно, было прекращено в 1944 году (в связи с началом производства карабина образца того же года — его последнюю партию изготовили в 1950-х). На складах до сих пор хранится значительное количество винтовок (и тем более патронов к ней, так как они применяются не только с «Мосинкой»). Последние снайперские образцы в советское время были замечены в афганской войне, а в постсоветское — в Чечне (это если не рассматривать бывшие советские республики).