Оружие — желанная награда для воина во все времена. Это вовсе не значит, что оружием начинают награждать, если закончились ордена: оружие — совершенно самостоятельная статья в наградной системе. Впрочем, в некоторых случаях имеющая к орденам самое непосредственное отношение (об этом чуть ниже).
История сохранила лишь эпизодические упоминания о награждении оружием на Руси в совсем уж «дремучие» времена. К примеру, о том, что Иван IV пожаловал Ермаку Тимофеевичу «две брони» (речь идет о защитных доспехах). Известен палаш князя Скопина-Шуйского и сабля князя Дмитрия Пожарского, а также охотничий кинжал, изготовленный из обломка сабли стольника царя Алексея Михайловича Петра Жадовского. В записях датского посланника при российском дворе Юст Юля указывается, что Петр I после победы под Полтавой раздал офицерам трофейные шведские шпаги и палаши: во всех этих случаях речь идет об оружии жалованном.
Князь Дмитрий Пожарский
Непосредственно наградное оружие (дававшееся за боевые отличия офицерам и генералам регулярной армии и флота, а также иррегулярных войск) появляется в России только в XVIII веке. С петровских времен и до конца 1780-х годов в качестве награды выдавалось лишь золотое, украшенное бриллиантами строевое оружие, предназначенное исключительно для генералов. На нем не помещалось никаких наградных надписей, оно отличалось лишь богатством исполнения и украшения эфеса. Это был особый род награды (и монаршей милости); пожалованный им генерал (или фельдмаршал) уже являлся кавалером российских орденов (и неоднократно).
Сабля пехотная офицерская образца 1855 года — Золотое Оружие «За храбрость».
В 1788 году происходит важное изменение в наградной «оружейной» практике: происходит разделение наградного оружия на оружие с «алмазами» для генералитета, с добавлением при этом почетных надписей, и такое же без алмазных украшений для офицеров — Золотое оружие, также с почетными надписями. Постепенно относительно подробное описание отличий на эфесе заменяется лаконичной надписью «За храбрость», и уже в XIX веке Золотое оружие становится одним из самых почетных боевых отличий, мечтой каждого офицера. На протяжении всего столетия (а это столетие непрерывных войн) большинство экземпляров Золотого оружия — оружие без бриллиантовых украшений, предназначенное именно для награждения офицеров. Его вид постепенно регламентируется, и уже с 1844 года оно должно полностью соответствовать уставному образцу (оружие «старых образцов» разрешается носить лишь вне строя). Недавно в заметке, посвященной ордену Святой Анны, мы писали о его «младшей» степени: кавалер обязан был сам прикрепить к своему оружию знак ордена Св. Анны, такое оружие называлось Аннинским: вот непосредственная связь оружия и ордена. К слову, Золотое оружие считалось по статусу чуть ниже ордена Святого Георгия IV степени (с 1913 года в его Статут были внесены изменения и оно стало официально именоваться Георгиевским оружием). С этого же года к его эфесу крепился миниатюрный крест ордена Св. Георгия (ранее, в 1878 году, его было предписано носить на генеральском Золотом оружии, вне строя заменяющем бриллиантовое).
Аннинское оружие — кортик морского офицера, изготовленный в начале ХХ века.
Вообще, с появлением Аннинского оружия сложилась практика награждения им обер-офицеров, а Золотое оружие становится штаб-офицерской наградой. На протяжении службы офицер, кавалер Аннинского оружия, за последующие отличия мог быть награжден и Золотым оружием: такие случаи нередки. Наградное оружие Российской империи имеет непосредственную связь с орденами Святой Анны и Святого Георгия.
Изображение из свободного источника
Интересна судьба наградного оружия в советское время, когда все прежние царские знаки, пожалования и отличия были отменены. Высшей наградой новой Советской республики стало именно Почетное Революционное Оружие. Правда, с развитием наградной системы его «эпоха» быстро закончилась, уступив место орденам и медалям. Награждения оружием, впрочем, не ушли в прошлое окончательно: и в советское время, и в современной России они практиковались и практикуются —правда, награждение это чем дальше, тем больше постепенно перерастает из ведомственного в кулуарное. Пожалуй, не каждый из современных носителей наградного оружия сможет ответить на вопрос, за что именно он им награжден.