г. Москва, Большой Саввинский пер., д.9
г. Москва, Большой Саввинский пер., д.9
| В бой идут «Ночные ведьмы»

В бой идут «Ночные ведьмы»

И вновь о том, что у войны — не женское лицо...
Октябрь 1941 года — время тяжелейших оборонительных боев практически на всех фронтах. Врагом оккупированы огромные территории, бои идут на подступах к Москве. Некоторым немецким офицерам даже удается похвастаться тем, что в ясную погоду им удалось рассмотреть контуры города в полевой бинокль. В воздухе по-прежнему господствует немецкая авиация, и переломить это господство еще не удается. В этих условиях 8 октября 1941 года выходит приказ о формировании женских авиационных полков.


Источник изображения: iz.ru

Их сформировали три: 586-й истребительный, 587-й ближне-бомбардировочный и 588-й ночной авиационный полк. Формированием полков руководила Марина Раскова, известная советская летчица с довоенным стажем. Личный состав самих полков формировался из девушек, уже до войны имевших отношение к авиации либо просто имевших соответствующую аэроклубную ОСОАВИАХИМовскую подготовку, но зачастую без подготовки вовсе. Отчаянное положение на фронтах не делало скидок ни на пол, ни на возраст.

Со временем первые два полка получили смешанный состав: чисто женским на всю войну остался лишь один — тот самый, ночной бомбардировочный. Все должности — и летного состава, и штурманов, и летно-обслуживающего персонала остались женскими.

Полк получил на вооружение самолеты У-2 конструкции Поликарпова (их затем переименовали в ПО-2): тот самый знакомый нам по фильмам «небесный тихоход», фанерный биплан с максимальной скоростью немногим более 100 километров в час. До войны эти самолеты использовались в гражданской авиации: сельском хозяйстве, доставке почты... Во время войны он обрел новую профессию — ночного бомбардировщика. Это двухместный биплан, в случае гибели или ранения пилота управление мог взять на себя штурман (такое случалось). Естественно, не имел никакой защиты — ни бронеспинок, ни пулемета (их стали устанавливать на ПО-2 только в 1944 году, до этого единственным оружием на борту были лишь пистолеты летчика и штурмана). Бомбы крепились под крыльями, прицел для бомбометания пришлось изобретать в процессе — так и летали с самодельными прицелами.


Источник изображения: histrf.ru

При этом самолет отличался феноменальной живучестью и ремонтопригодностью, он оставался способен к полету, даже будучи изрешеченным осколками. Из-за малой скорости он был сложной мишенью для ночных истребителей противника: для атаки им приходилось снижать скорость до минимума. Высота полета биплана также была минимальной: он буквально «крался» над вражескими позициями. Вдобавок был очень прост в управлении (ведь «У» — сокращение от «Учебный») и не требовал долгой подготовки пилотов.

У нас на слуху «неофициальное» название полка: «Ночные ведьмы». Это одно из названий, данных немцами — как «Русс-фанер», как «Ночной фельдфебель». Летчицы часто выключали двигатель перед заходом на цель (самолет был прекрасно приспособлен к планированию), и его появление было практически бесшумным. После сброса бомб мотор включался снова. Соседи же летчики (настоящей — не фанерной авиации: помните чудную фразу из известного фильма «Я думала, вы — ас, а вы, оказывается, у-двас») в шутку называли своих коллег «Дунькин полк». Дело в том, что первым командиром полка была Евдокия Бершанская, летчик с довоенным стажем.

В конце мая 1942 года, после завершения летной подготовки, полк вылетел на фронт. Сальские степи, Миус и Дон, Ставрополь и Владикавказ... Тяжелейшие бои и первые потери. Возраст летчиц, штурманов, техников — в основном от 17 до 22 лет. У-2 технически не мог нести большую бомбовую нагрузку, и за ночь экипажу приходилось совершать по несколько вылетов (не поверите — до полутора десятков), вновь возвращаться, крепить бомбы, латать дыры в плоскостях и лететь на задание. Суммарный вес бомб, сброшенных за ночь, вполне соответствовал бомбовой нагрузке обычного фронтового бомбардировщика.


Источник изображения: histrf.ru

Самолеты периодически гибли вместе с экипажами. Парашюты девушки не брали с собой долгое время — отчасти из-за того, что их отсутствие позволяло незначительно увеличить бомбовую нагрузку, отчасти из-за тесноты в кабине, а также из-за небольшой высоты полета, не всегда дававшей возможность воспользоваться парашютом. И, конечно, из-за понимания, что смерть для них лучше плена...

В феврале 1943 года полк стал Гвардейским и был преобразован в 46-й ночной бомбардировочный авиаполк (46-й НБАП). В 1944 году награжден Орденом Красного Знамени за образцовое выполнение заданий командования в боях за освобождение города Феодосии, проявленные при этом доблесть и мужество. В его биографии — бои на Тамани, в Крыму, Белоруссии и Польше, Восточной Пруссии. Под этим названием «небесный тихоход» и дошел до Германии. За войну полк потерял 32 человека и 23 самолета. При том, что многие погибли за линией фронта, ни одна из девушек не считается пропавшей без вести. 23 девушки стали Героями Советского Союза. Уже после войны бывшая комиссар полка Евдокия Рачкевич на деньги, вскладчину собранные всем полком, объехала места гибели экипажей и разыскала могилы всех погибших. Вечная им память...

Просмотров 3335
Выберите рассылку
SSL