Москва, Большой Саввинский пер., д.9, стр. 3
Москва, Большой Саввинский пер., д.9, стр. 3
| Катана — непревзойденное оружие всех времен и народов?

Катана — непревзойденное оружие всех времен и народов?

Холодное оружие — одно из древнейших изобретений человечества. Мир велик, и существует множество вариантов клинков, характерных только для отдельно взятой страны или региона. Традиционный японский меч — катана — так и остался бы достоянием Японии, если бы не стечение обстоятельств. Япония очень долго оставалась закрытой для европейцев страной, и первые японские клинки попадают в Европу лишь в XVI — XVII веках, благодаря голландцам и испанцам. Они не вызывают ни ажиотажа, ни волны подражаний: для европейцев того времени это просто экзотическая заморская диковина. Как рог единорога или страусиное яйцо.

После «открытия» Японии эскадрой адмирала Перри катаны и вакидзаси начинают потихоньку расходиться по миру. Оценили ли «заморские варвары» непревзойдённую сталь японского клинка? Увы: оценили лишь красоту оправы. Это породило даже экспортное производство в самой Японии: клинок из незакаленного железа, самой примитивной поковки, помещали в богатую резную оправу из слоновой кости. Ведь глупые варвары не умеют ценить красоту меча — зачем отдавать им драгоценные клинки?


Изображение из свободного источника

Кстати, почему варвары? Жители страны Ямато поколениями воспитывались с сознанием того, что всё традиционно японское — лучшее. Они не очень-то интересовались, что происходит за её пределами. Эти люди приплыли на наши острова с юга? Это южные варвары. Эти пожаловали с востока? Значит, восточные варвары. Приверженность традициям — одна из основных причин того, что огнестрельное оружие в Японии не вытеснило холодное. Как только закончился период кровопролитных войн и воцарился сёгунат Токугава, все эти стреляющие палки уходят в замковые арсеналы. Огнестрельное оружие, конечно, эффективное, но заимствованное: значит, не лучшее, и самурайскому духу не вполне соответствующее.

Действительно: является ли катана непревзойдённым холодным оружием всех времен и народов?

Оговоримся сразу: боевые приемы с этим оружием весьма своеобразны. Несомненно, оно будет очень эффективным, если противник вооружен... Таким же мечом!

Катана — достаточно дорогое в производстве оружие, ведь настоящий японский меч — ручной работы. За столетия японской истории их изготовлено достаточно много, в том числе и известными мастерами. Но история японского меча в достаточной мере мифологизирована, в первую очередь самими японцами. Они, так сказать, «запатентовали» не только сам меч, но и экспертизу на него. Существует такая организация: NBTHK, Общество по изучению и сохранению традиционного японского меча. И да, во всем мире котируются сертификаты только этой организации: ни одна другая экспертиза не имеет аналогичного веса. Старые сертификаты — на бумаге серо-голубоватого цвета, новые — на жёлтой... Почему? Была некая история, лет двадцать назад, когда кому-то показалось, что дедушки-эксперты под бутылочку сакэ слишком легко раздают официально заверенные заключения на сомнительные предметы. Поэтому цвет экспертиз изменился.


Большой самурайский меч (катана). XVII век. Мастер — Мурамаса. Япония

Японский клинок (особенно ценный, работы известного мастера) обычно имеет долгую жизнь. В течение столетий он неоднократно перемонтируется, перематывается рукоять и меняются ножны (влажный климат губительно влияет на ткань и дерево), может меняться цуба сообразно вкусам и имущественному положению владельца, а также металлические элементы оправы. Средневековый клинок может быть помещен в оправу XIX века, и для него это скорее норма, чем исключение. В японских экспертизах клинки часто датируются XIV, XV, XVI веками... Насколько это соответствует действительности? NBTHK считает, что соответствует. Для всех остальных — вопрос веры: ведь прочие эксперты, как правило, берут японскую атрибуцию за основу.


Изображение из свободного источника

Большинство японских клинков попало в Европу и (особенно!) в Америку после Второй мировой войны: в США их чуть ли не больше, чем в самой Японии. Дело в том, что после оккупации Японских островов одним из первых приказов новой военной администрации был приказ о сдаче оружия населением. Это касалось и традиционных мечей — катан и вакидзаси. Предполагалось, что мечи сдаются на временное хранение, пока в стране не будет отменено военное положение. Японцам предписывалось прикрепить к своему мечу бирку с фамилией и адресом владельца, чтобы не было путаницы при возврате. Законопослушные японцы выстроились в очереди — сдавать оружие... Сколько мечей им вернули? Ни одного! Американцы ведь — известные любители сувениров...


Изображение из свободного источника

Но это, так сказать, палка о двух концах: благодаря конфискации мечей у населения и их вывозу они стали популярны во всём мире, и коллекционеров японского оружия за пределами Японии — огромное количество. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Это как с русской иконой: если бы не большевики с их «Торгсином» и продажей шедевров за рубеж, для всего мира она так и осталась бы непонятной «примитивной» русской живописью, и никогда не стала бы открытием и явлением в мировой культуре.

Естественно, кинематограф добавил свою большую каплю в популяризацию японского меча, как явления традиционной культуры: и шедевры Акиры Куросавы, и популярные кассовые фильмы вроде «Убить Билла» работают на увеличение количества любителей катан в мире.


Кадр из фильма «Убить Билла»

Важный, как кажется, момент. Сейчас традиционный японский меч всё чаще рассматривается через призму «высокого искусства». Считали ли себя таковыми кузнецы прошлого, даже самые выдающиеся? Отнюдь. Представителями почётного ремесла, не более. Как только оружие начинает рассматриваться с позиций «высокого искусства», оно теряет вложенный в него смысл: прощай, оружие!

Просмотров 863
Выберите рассылку
SSL