Москва, Большой Саввинский пер., д.9, стр. 3
Москва, Большой Саввинский пер., д.9, стр. 3
| Новости
25.08.2012
Что движет успешными бизнесменами, увлекшимися военно-исторической реконструкцией? Стремление ли приобщиться к военной истории интересующей эпохижелание уйти от реальности, вернувшись, к примеру, в нарядную эпоху наполеоновских войн или превратившись на часы в красного командира - и ощутить азарт, эмоциональный накал сражения, или иные целиМожет ли реконструкция, в свою очередь, стать  бизнесом. Часто амбиции бизнесмена становятся амбициями игрока - такие люди создают собственные клубы, развивая движение военно-исторической реконструкции в России. "Forbes" изучает театр "военных" действий в статье "Великие битвы бизнесменов".  
Фото из журнала "Forbes"

Великие битвы бизнесменов

Иван Просветов, "Forbes", 23 августа 2012
Зачем владельцы компаний участвуют в реконструкциях баталий далекого прошлого

На опушке леса близ подмосковного села Ивановское разворачивается сражение. Красноармейцы и революционные матросы атакуют белогвардейцев, засевших в обороне. В отдалении маячит броневик, у просеки замерла тачанка с пулеметом. 

Клацают винтовочные затворы, слышны крики «ура». От красных к белым, придерживая рукой шашку на боку, перебегает человек в гимнастерке с командирскими нашивками. Тимур Черепнин, соучредитель клуба «Гарнизон-А», руководит подготовкой реконструкции одного из эпизодов Гражданской войны. На самой постановке будет стрельба из пушек и рукопашная схватка, взрывы и горящие хаты. Все, разумеется, останутся живы. 

Тимур Черепнин — бизнес-консультант, владелец компаний «Финпроект» (аутсорсинг персонала для IKEA) и «Продажи.ру» (управленческие и сбытовые тренинги). Он помогал создавать «Школу продавцов» в розничной сети «Связной», систему мотивации отдела продаж в фирме Savage, работал с Nestle и «Балтикой». По первому образованию инженер, по второму — психолог. В роду военных нет. Как говорит Черепнин о своем увлечении, всему виной магия мундира. Шесть лет назад в Санкт-Петербурге он увидел реконструкцию сражения времен Первой мировой войны. «Я поразился, как преображались люди, надевая форму и погружаясь в другую эпоху», — вспоминает предприниматель. 

Желание самому надеть форму созрело после знакомства с менеджером торгового дома «Ост-Алко» Андреем Царевым — руководителем военно-исторического клуба «КурганЪ». Черепнин обзавелся двумя комплектами обмундирования — на Первую мировую и Великую Отечественную — и винтовкой, стреляющей холостыми зарядами. Вместе с «курганцами» он бился в Восточной Пруссии (на самом деле в Подмосковье) летом 1914 года и участвовал в Брусиловском прорыве в 1916-м, защищал Москву осенью-зимой 1941 года.  

Головная боль всех реконструкторов — найти подходящее место для сражения. Черепнин решил вопрос по-деловому. В 2009 году он арендовал заброшенный пионерский лагерь в одном из районов Подмосковья и устроил там полигон — с окопами, укреплениями и казармами. Его партнером по проекту стал Андрей Царев. Позже у «Гарнизона-А», как был назван новый клуб, появились еще четыре игровых площадки.

Черепнин не раскрывает, сколько потратил («Много, довольно много»). Он рассчитывает рано или поздно окупить расходы. Царев недавно оставил менеджерскую карьеру и возглавил ООО «Гарнизон-А». Полигоны клуба сдаются в аренду для игр в пейнтбол, страйкбол, проведения необычных корпоративов. И, конечно же, для военных реконструкций, благо желающие есть. 

По оценке Дмитрия Бушмакова, владельца магазина «Лейбштандарт» (военный антиквариат и снаряжение для реконструкций), военно-исторические клубы Москвы и Подмосковья объединяют не менее 3000 человек. Реконструкции, впрочем, хобби не из доступных: в зависимости от эпохи стоимость обмундирования, амуниции и макета оружия начинается с 50 000–100 000 рублей. Реконструктор к тому же должен разбираться как в деталях исторических событий, так и в униформе, вооружении, знаках отличия и различия. 

Точноая копия бронеавтомобиля Русской Императорской Армии "Руссо-Балт". Воссоздан и находится в собственности компании "Лейбштандарт". Регулярно принимает участие в военно-исторических реконструкциях. Фото из журнала "Forbes"

Гражданская война — недавний интерес создателя «Гарнизона-А». Черепнин заполняет смысловой пробел между двумя темами, которыми увлечен. Красным командиром он стал не столько по идейным, сколько по организационным соображениям: белогвардейских клубов достаточно, за большевиков мало кто выступает, но без двух сил противостояния не разыграть. Мобилизацию за красных и за белых он провел успешно — на реконструкцию по сценарию «Гарнизона-А» согласились приехать более 150 человек. 

«Это вторая реальность, другая жизнь, куда можно уйти от обыденности», — объясняет Тимур, открывая багажник своего внедорожника. Там лежат свернутая шинель, портупея, шашка, кобура с наганом. Черепнин находит суконный шлем с пятиконечной звездой и водружает на голову. На этот раз он уходит в лето 1919 года.

Эффект боя

«Мы всегда рады скрестить сабли с гусарами Великой армии», — заявляет Владимир Ковшутин, глава совета директоров и основной акционер Производственного объединения «Берег». Компания специализируется на противопожарном оборудовании — от напорных рукавов, огнетушителей и защитной одежды до автотехники. В двух минутах ходьбы от цеха, где собирают пожарные машины, располагаются конюшня и манеж для выездки. Без лошадей Ковшутину нельзя никак — ведь он со своими друзьями по клубу «Вохонский ратник» числится в Павлоградском гусарском полку. 

Ковшутин узнал о военных реконструкторах в 2003 году, побывав на Бородинском поле на инсценировке знаменитой битвы. Заинтересовавшись историей стародавней войны, он выяснил, что окрестности Павловского Посада — там, где находится «Берег», — были крайней точкой, куда в 1812 году дошли солдаты Великой армии Наполеона. В районе села Павлово отряд фуражиров из корпуса маршала Нея атаковали крестьяне-партизаны. На помощь им пришел оказавшийся рядом отряд русских гусар и казаков.

Владелец «Берега» загорелся идеей воссоздать это событие. Он сагитировал менеджеров своего предприятия, в том числе брата Андрея, и знакомых предпринимателей. Так появился «Вохонский ратник» (согласно былому названию района — Вохонская волость). «Вот наш исполнительный директор, в кивере, — Ковшутин показывает фотографии на стенах клубного музея. — У этого гусара своя мебельная фирма. Вот директор магазина детских товаров, а рядом владелец компании по производству торговых павильонов и руководитель частного охранного предприятия». Сейчас в клубе состоит более 50 человек — есть и школьники, и студенты. В одежном цехе «Берега» для «вохонцев» шьют форму. В механическом — делают макеты пушек и ружей.

Два года назад Владимир Ковшутин прикрепил к своему мундиру эполеты поручика, а до того, как полагается, служил в рядовых и унтер-офицерских чинах. Вместе с соратниками он участвовал в инсценировках едва ли не всех знаковых сражений Наполеоновских войн, причем на местах событий. Аустерлиц и Йена, Бородино и Березина, Лейпциг и Ватерлоо — как говорит Ковшутин, Европу посмотрели и себя показали. На реконструкциях он выкладывается, будто все взаправду: азарт в глазах — когда начинается стычка, усталость и отрешенность — по окончании боя. 

Раз в год, в сентябре клуб проводит собственную реконструкцию. Партизан набирают из местных добровольцев, сами же «вохонцы» выступают и за русских, и за противника, надевая форму егерей и артиллеристов. Наполеоновские гусары и пехотинцы приезжают из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Иркутска — Ковшутин наладил связи со многими военно-историческими клубами. Последняя постановка обошлась ему в 3 млн рублей. Продажа билетов, напитков и сувениров для зрителей окупает лишь малую толику затрат. Но Ковшутина интересует совсем другое. «Однажды в нашей реконструкции участвовало свыше сотни кавалеристов, — с гордостью рассказывает бизнесмен. — Какие были эмоции, какое зрелище!»

За адреналином

Алексей Фадеев, совладелец брендингового агентства Depot WPF, среди реконструкторов известный как Лешка-политрук, даже свадьбу справлял в военной форме — правда, по желанию супруги, проникшейся увлечением мужа. Фадеев занимается созданием торговых марок и дизайном упаковки. Среди клиентов Depot WPF — Unilever и «Юнимилк», «Объединенные кондитеры» и «Аптеки 36,6», «Билайн» и «Лаборатория Касперского». Пять дней в неделю Алексей работает творческим директором, а по выходным и праздникам перевоплощается в политрука 16-го погранотряда, стоявшего на участке границы, принявшем удар главных сил группы армий «Центр» в июне-июле 1941 года. 

Замполит Фадеев начинал воевать на немецкой стороне. Когда-то из любопытства он зарегистрировался на форуме военных реконструкторов. Первыми к себе позвали «немцы» — во 2-й батальон дивизии «Геринг». Летом 2005 года Фадеев присоединился к ним на реконструкции  в районе подмосковного Алабино. «Каждая сторона выставила по двести бойцов, — рассказывает Алексей. — Взрывы, грохот, треск пулеметов… Меня пробрало до костей». Около года побыв в «шкуре фрица», он решил перейти к «своим». Но не вступить в существующий клуб, а создать новый. 

Изучив справки о подразделениях, воевавших в течение всей Великой Отечественной, Фадеев вместе с друзьями-реконструкторами выбрал 16-й погранотряд, впоследствии полк. На целый полк людей, разумеется, не набралось. Клуб объединяет 35 человек — по армейским меркам это взвод. Как соучредитель клуба и на «гражданке» творческий директор, Алексей выбрал себе соответствующее звание и должность — младший политрук, заместитель командира по политической работе. Но на передовую он выходит наравне со всеми, как нередко и бывало на фронте.  

Главная реконструкция 16-го погранотряда — пограничный бой 22 июня 1941 года. На инсценировку приезжают настоящие немцы, из германских клубов. Фадеев пересматривает запись прошлогодней постановки: предрассветный туман, полусогнутые фигуры немецких автоматчиков — вспоминается вражеская военная хроника. А вот наши: один боец сжал рукояти пулемета, другой тащит на плечах раненого товарища…

Каждый сезон «пограничники» стараются придумать еще какую-нибудь постановку — к примеру, связанную со Ржевско-Вяземской операцией или Сталинградской битвой. Алексей Фадеев — сторонник жесткого варианта реконструкций, с использованием особых копий исторического оружия. Вместо пороха — сжатый воздух или инертный газ, вместо пуль — пластиковые шарики. Каждое попадание болезненно, потому не возникает вопросов, когда и кому падать, посчитав себя раненым и убитым. Случаются травмы: простреленные щеки, выбитые зубы. К чему такие жертвы? Творческий директор Depot WPF пожимает плечами: «Иногда хочется добавить к жизни чуточку адреналина. Каждый выбирает свой способ».

Постоянный адрес статьи и фоторепортаж:  https://www.forbes.ru/stil-zhizni/hobbi/98449-bitvy-biznesmenov

Список новостей


Выберите рассылку
SSL