Пятый фестиваль "Война 1916" завершился. Зрители увидели эпизод одной из важнейших наступательных операций Юго-Западного фронта - реального боя в райне деревни Трыстень

29.08.2009
Местом проведения была выбрана территория неподалеку от отеля "Фореста Тропикана", что находится в Московской области. Фестиваль собрал свыше двухсот реконструкторов в аутентичной форме и снаряжении. Была организована сложная система инженерных сооружений, оригинальная батарея "родных" орудий. В сражении участвовала  и  единственная в мире полностью аутентичная ходовая реплика бронеавтомобиля "Руссо-Балт" тип 24-40 (1914 год, Первая автомобильная пулеметная рота).
       Мероприятие состояло из двух частей - реконструкция сражения между Русской императорской армией и германо-австрийскими войсками (Восточный фронт) и аналогичное действо, но уже на Западном фронте Великой войны - бой между британскими войсками, подразделением РЭК (Русский экспедиционный корпус) с одной стороны и солдатами германской армии с другой. 
       Расскажем об уже сложившейся традиции проведения реконструкций. Как правило, маневры бывают двух видов - сценарный бой и тактика. В первом случае обычно реконструируется одно из важнейших сражений - например, Ледовое побоище, битва на Шипке (Русско-турецкая война 1877-1878) или оборона Москвы 1941-го года. В данном случае ход развития боя известен, действие на поле отрепетировано до мельчайших деталей в результате длительной подготовки. Во втором случае проводится не реконструкция конкретной битвы, а некий условный бой, который вполне мог происходить на самом деле. Участники действуют по строго оговоренным правилам, нередко на маневрах находится судья из числа самих же реконструкторов, который назначает убитых и раненых. Например, "немцы" движутся по лесу в поисках "партизан"+ и тут уже исход "боя" зависит от самих участников игры. 
Реконструкцией первого (и основного) сражения являлась реконструкция эпизода реального боя в районе деревни Трыстень, где летом 1916-го части Русской Императорской Гвардии покрыли себя неувядаемой славой.
Чтобы было понятно, насколько важной была наступательная операция Юго-Западного фронта летом 1916 года, необходимо сказать несколько слов о ситуации на Германском фронте на тот момент. План операций русской армии на лето 1916 года исходил из конкретного соотношения сил, сложившегося на восточноевропейском театре военных действий. Со стороны России на нем действовали три фронта: Северный, Западный, Юго-Западный. Русское командование наметило начать в середине июня 1916 года крупное наступление одновременно в полосе всех армий Восточного фронта. Наиболее активно подготовка велась на Юго-Западном фронте под командованием Генерала Брусилова. Новаторским замыслом командования фронта предусматривалось вместо обычного для того времени таранного удара всеми силами на одном направлении нанести всеми армиями фронта одновременные удары с целью сковать резервы противника. Тогда как наступление Северного и Западного фронтов не имело успеха, демонстрация Юго-Западного фронта обратилась в знаменитый прорыв и наступление Генерала Брусилова, вызвавших постановку новых стратегических задач. Одной из таких задач явилось овладение Ковельским железнодорожным узлом с форсированием линии реки Стоход. Данная операция представляет собой выдающееся достижение военного искусства. Она открыла новую форму прорыва укрепленного фронта и положила начало общему перелому хода первой мировой войны в пользу стран Антанты и позднее вошла в отечественную историю под названием "Брусиловский прорыв". 
Летом 1916 года в районе реки Стоход была сосредоточена Русская Императорская Гвардия для главного удара по Австро-Германским войскам, занимавшим район реки Стоход. Русская гвардия в упорных и жестоких боях прорвала линии австро-германской обороны и выбила части противника за Стоход, закрепившись по его берегу. Противник отошел в глубь своей обороны, и перед нашими войсками была поставлена новая боевая задача в преследовании противника, с тем, что бы не дать ему закрепиться на своих новых позициях. Но наши части, понесшие в боях огромные потери, были уже не в силах развить успех. 
О самом действе расскажем словами непосредственного участника событий пятого фестиваля Александра Телевича: 
"...Дело было так. Выходим из леса в походной колонне, наши фланговые дозоры прочесывают местность и обнаруживают германское сторожевое охранение. Происходит кратковременная перестрелка, и германский секрет отходит к своим главным силам, чтобы доложить о приближении русских войск. Мы же тем временем разворачиваемся в цепь (что со стороны смотрелось, думаю, особенно красиво) и начинаем атаку на деревню, в направление которой отошло германское сторожевое охранение.   Далее мы попали под сильный ружейный и пулеметный огонь противника и залегли. Германская батарея же, поддерживая свою пехоту, напротив, открыла огонь по нам, залегшим цепью. Попали в "вилку" - взрывы впереди и сзади нас в каких-то 10 метрах. Открою секрет - на репетиции мы долго тренировались, чтобы залечь ровно там, где надо, а именно на безопасном расстоянии от заложенных зарядов пиротехники. Чтобы вырваться из огненного мешка, открываем ураганный огонь из пулеметов на флангах, чем вносим сумятицу в траншеи противника. Как результат - германцев ослабевает. Воспользовавшись слабостью огня "супостата", под громогласное "Ура" поднимаемся в атаку, доходим до первой лини германских окопов, где происходит жестокая рукопашная схватка. "Потери" с обеих сторон. Но мы выбиваем германские части и закрепляется на первой линии германских окопов. Наш командир отправляет донесение в штаб отряда о занятии первой линии обороны противника. К нам подходит наше подкрепление.  Далее на поле появляется наш бронеавтомобиль! "Ваше слово, Ваше благородие, "Руссо-балт"! Слышится одновременное "тра-та-та" из нескольких пулеметов, установленных на нем. Наша батарея с закрытых позиций начинает сильнейший обстрел германский войск. Один из ключевых моментов всех маневров - пиротехника. У меня не хватает уровня владения великим и могучим, чтобы описать всю красоту и мощь взрывов - это надо видеть самому. По завершению артиллерийской подготовки бросаемся в решительную атаку. Мне ведущий кричит: "ты убит". Далее "кино идет без меня". Вот так, на самом интересном месте, когда германцы выбиты и отброшены, но из-за больших потерь наши части не могут их преследовать и закрепляются на захваченном рубеже, ожидая нового подкрепления, ты лежишь и изображаешь "убитого"+ Вот это и есть военно-историческая реконструкция. Вернее, и это тоже. 
Ближе к вечеру состоялась реконструкция боя на западном фронте. В траншеях, в которых еще пару часов находились немецкие солдаты, теперь находятся британцы и подразделение РЭК и даже один реконструктор в форме французской армии, а немцы, наоборот, должны занять эти траншеи. Западный фронт "Войны 1916" не настолько насыщен событиями, чем восточный. Оно и понятно - тактика же. Как говориться, из любви к искусству. Немцы растянулись в цепь по фронту. Видно, как на бруствер вылезает шотландец, задирает юбку, звучит волынка. Немцы начинают атаку. Первыми идут "штурмовики", пытаясь забросать позиции неприятеля гранатами. Потери с обоих сторон. Далее подтягиваются основные силы наступающих. Со стороны обороняющихся в нашу (я уже в немецкой форме и опять на стороне наступающих) летят газовые бомбы. Дым. Ветер дует в сторону тех, кто выпустил по нам газы. Бойцы РЭК надевают противогазы французского образца. Реконструктор в немецкой форме, сходу открывает пулеметный огонь, поднимается на бруствер, направляет огонь как бы вниз. Другой немецкий "камрад" поддерживает его пулеметным огнем справа.  Дело сделано. Быстрый бой, таких на Великой войне было тоже немало..."
К слову - немецкие траншеи на фестивале "Война 1916" - это исторически правдоподобная система из сотен метров глубоких окопов и коммуникаций, включая блиндажи и артиллерийские капониры, выполненные согласно архивным данным. 
Таким образом, основной принцип при проведении мероприятий - максимальная историчность (при условии соблюдения жесточайших требований безопасности для зрителей и участников). Главная цель фестиваля - привлечение внимания общественности к Российской военной истории и ее военным подвигам, возрождение патриотизма. 
Следующий фестиваль "Война 1916" предположительно состоится в мае-июне 2011 г. Подробная информация на kameraden.ru
 
11

Список новостей