Москва, Большой Саввинский пер., д.9, стр. 3
Москва, Большой Саввинский пер., д.9, стр. 3
| Новости
09.11.2006

Обзорная статья в журнале «Forbes» рассматривает рынок российского военного антиквариата с точки зрения множества аспектов, в том числе культурной ценности и легальности увлечения. Большое внимание уделено тенденциям движения цен на антикварном рынке, а также причинам существующих тенденций.
Что думают многочисленные собиратели военных атрибутов Третьего Рейха об этике и эстетике такого увлечения? Где можно и где лучше приобретать ценные предметы? Комментарии дает “Лейбштандарт”.

Гонка вооружений
Рост благосостояния, помноженный на растущий интерес к истории, породил всплеск цен на боевые награды и так называемую милитарию  

Валерий Игуменов | Forbes 11/2006  

Коллекционирование — занятие почти всегда мужское. Коллекционирование военного антиквариата есть мужское занятие, возведенное в степень. «Когда мужчина берет в руки оружие, у него появляется больше эмоций, чем когда он берет монету или почтовую марку», — утверждает Дмитрий Бушмаков, совладелец московского магазина военного антиквариата «Лейбштандартъ». Эмоции обеспеченных мужчин — очень хороший двигатель торговли: начавший работу несколько лет назад в подвале недалеко от парка Победы, «Лейбштандартъ» успел переместиться в самый центр Москвы и занимает теперь несколько вместительных залов в доме на Тверской.

Военный антиквариат — понятие очень емкое. Спрос находят походная посуда, парадные фотографии офицеров и даже военные книги. Но наибольший интерес коллекционеров вызывают две основные группы предметов: фалеристика (ордена, медали, нагрудные знаки и т. д.) и «милитария», которая в свою очередь разделяется на холодное и огнестрельное оружие и униформу. На обе группы предметов цены поднялись за последние годы в разы: кортик, который пять лет назад можно было купить за $400, стоит теперь около $2000; наиболее редкие ордена уходят за десятки и даже сотни тысяч. В чьих квартирах все это оседает?
Награды  
Правило, действующее в любом уголке мира: наибольшим спросом пользуются свои награды. Россия не исключение. Хотя собирательство российских орденов и медалей связано со многими препятствиями. Первое — фантастически высокий уровень подделок. По оценкам специалистов, фальшивками являются от 70% до 80% всех отечественных наград, попадающих на открытый рынок, то есть продающихся через магазины, салоны, аукционы или через частных дилеров. Объяснение этому простое: российские награды непрерывно растут в цене примерно с начала 1990-х годов и сейчас являются одними из самых дорогих в мире, соперничая разве что с наградами немецкими. В Европе торги российскими наградами достаточно часто проводят немецкие фирмы Andreas Thies, Carsten Zeige, аукционный дом Hermann Historica, английские фирмы Spink and Son и Dix Noonan Webb, австрийский аукцион Dorotheum, французский аукцион Tajan. В России — фирма «Монеты и медали», аукционный дом «Гелос», в ближайшее время начнет работать новая фирма «Знак».  

Цена самых редких и ценных российских наград — орденов Святого апостола Андрея Первозванного, Святой Екатерины, Святого Александра Невского, Святого Владимира и Святого Георгия высших степеней — исчисляется сотнями тысяч долларов, а еще 10 лет назад они стоили в 10 раз дешевле. Ордена эти очень трудно купить на открытом рынке, поскольку их было немного, а сохранилось еще меньше. Например, за всю историю существования «дореволюционного» ордена Св. Андрея Первозванного (с 1698 по 1917 год) его было выдано около 1000 экземпляров, орденов Св. Екатерины (с 1713 по 1917 год) — около 730. (К слову, последним кавалером ордена Св. Андрея Первозванного был император Японии Хирохито, умерший в 1989 году, а последняя дама, награжденная орденом Св. Екатерины, умерла и вовсе недавно, в 2001-м — это была великая княжна Вера Константиновна, последняя представительница рода Романовых, родившаяся в России.)

«Эти ордена могли получить или великие князья, или высший командный состав, или чиновники 1–2 классов, то есть государственные деятели высшего уровня», — поясняет Дмитрий Максимов, эксперт московской фирмы «Монеты и медали». Орденов высших степеней сохранилось совсем мало, известные экземпляры хранятся либо в музеях, либо в частных коллекциях и попадают на рынок крайне редко, при этом на них существует стабильно высокий спрос, и уровень цен коллекционеров не останавливает. «При появлении такого предмета нет никаких проблем с тем, чтобы его продать. Это можно сделать очень быстро», — отмечает Максимов. Он приводит такой пример: не самый редкий орден Белого орла в 1995 году стоил $8000–10 000, сейчас его покупают за $45 000.
Если взять награды, стоящие на один порядок меньше, возможности для коллекционирования существенно расширяются. Здесь ведущие позиции занимают ордена Святых Станислава, Владимира, Анны и Георгия различных степеней, далее идут наградные медали, нагрудные знаки и полковые жетоны. Очень популярная и ходовая вещь у коллекционеров — Георгиевские кресты различных степеней. Золотой крест второй степени времен Первой мировой войны 600-й пробы в середине 1990-х годов продавался за $600, сейчас — за $4000. Серебряный знак лейб-гвардии Преображенского полка 10 лет назад стоил $6000, сейчас — $25 000.  
Слишком дорого? Тогда можно попытаться коллекционировать иностранные ордена, например британские. В России, правда, их собирателей существенно меньше, поэтому купить и продать интересующие вас предметы будет значительно сложнее. Это обстоятельство не мешает увлеченным людям создавать весьма обширные коллекции. Так, член Совета Федерации Андрей Хазин обладает одной из самых значительных за пределами Великобритании коллекций британских наград, хотя изначально и не планировал ее создания. «Я хорошо помню тот день, когда меня заинтересовали награды: мне было лет пять и я увидел человека, у которого были три звезды Героя Социалистического Труда, а у Брежнева их тогда было две. Меня это так поразило, что к семи годам я уже знал все ленты советских орденов, и интерес был, конечно, к советским орденам. Но в итоге я их не собираю, потому что запрещено, а собираю британские», — рассказывает Хазин.  
Купля-продажа советских наград действительно вне закона. Статья 324 Уголовного кодекса РФ запрещает приобретение и сбыт (к чему отнесены также безвозмездное дарение или обмен) «государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР». Наказание — штраф от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда, либо исправительные работы на срок до года, либо арест сроком до трех месяцев. Кроме того, по отдельному положению «О государственных наградах РФ» от 1999 года вся коллекция советских орденов и медалей может быть изъята и передана в управление администрации президента РФ по государственным наградам.  
Зато коллекционировать советские нагрудные знаки можно вполне легально. Большим спросом пользуются довоенные знаки отличников соцсоревнования различных советских наркоматов и (что неудивительно) знаки правоохранительных органов: ВЧК, ОГПУ, НКВД. Нагрудные знаки «Почетный сотрудник Госбезопасности» стоят сейчас $1200–1500, и на них есть стабильно высокий спрос. И вряд ли покупателей таких предметов смущает то обстоятельство, что первые хозяева этих значков могли получать их за истребление сограждан.  
Третий Рейх  
Коллекционирование военных предметов — вообще занятие небезупречное с точки зрения этики. Особенно если речь заходит о военной атрибутике нацистской Германии или Третьего рейха, как предпочитают говорить собиратели военного антиквариата.  
Уголовный кодекс не предусматривает наказания за коллекционирование или куплю-продажу нацистской атрибутики. Хотя весной этого года в Кодекс об административных правонарушениях РФ были внесены поправки, устанавливающие ответственность (штраф от 10 до 1000 МРОТ с конфискацией предмета административного правонарушения) за «изготовление, сбыт или приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики». Юристы говорят, что однозначного толкования соответствующей статьи кодекса нет. Так что специализированные магазины открыто продают предметы Третьего рейха. И будут продавать, уверен владелец одной из таких торговых точек. «Даже в Германии, где с этим очень жестко, все продается — просто заклеивают орла и свастику. В крайнем случае так будет и у нас», — считает он.  
Не мучаются ли угрызениями совести коллекционеры кортиков SS и прочей нацистской атрибутики? Совершенно точно нет. Они найдут массу способов объяснить свое пристрастие. «Если я собираю Третий рейх, это еще не значит, что я нацист», — говорит Forbes один из коллекционеров, попросивший, впрочем, не называть его имени. «Есть ли среди таких коллекционеров люди, сочувствующие нацистским идеям? Да, есть. Но большинству просто нравятся эстетика, дизайн, качество работы. Ну и, если хотите, эти предметы можно рассматривать как военные трофеи», — заключил он.  
«Эстетика»? Немецкие офицеры были помешаны на деталях: их униформа и амуниция проработаны до мелочей, что, видимо, и подкупает коллекционеров. Плюс действует «узнаваемость» образов. «Вторую мировую знают все, но если спросить: какие специальные войска были у американцев, у русских, никто не помнит. А вот SS помнят все — были такие, в черной форме, какую Штирлиц в кино носил. Поэтому SS стоит дороже — все хотят», — рассуждает Дмитрий Бушмаков из магазина «Лейбштандартъ». Кстати, именно так, только без «ъ», назывался специальный полк SS, охранявший Адольфа Гитлера; владельцы магазина, правда, предлагают не видеть в названии нацистских ассоциаций и торгуют любым военным антиквариатом, включая дореволюционный российский, советский, японский и австро-венгерский.  
Как растут цены? Кинжал SS с девизом Meine Ehre heisst Treue («Моя честь называется верность») на клинке стоит в 40–50 раз дороже, чем 10 лет назад и на прилавках не задерживается. Почему нет такого же популярного советского ножа? «Про него нет фильмов, нет стопки книг, его не показывают в телевизоре», — отмечает Бушмаков. К тому же советское холодное оружие было гораздо более простым и утилитарным: если в Красной Армии времен Второй мировой имелось всего семь образцов холодного оружия, то у немцев — около 70.  
Милитария  
В одной из витрин «Лейбштандарта» висит красивая британская офицерская сабля времен Наполеоновских войн. Цена поражает воображение даже на фоне цен окружающих ее кортиков и кинжалов — $55 000. «Если бы это была аналогичная русская сабля, ее цену можно было бы смело умножить на пять, это как минимум», — утверждает Бушмаков.  
Русское дореволюционное холодное оружие стоит дорого не потому, что оно лучше любого другого, а потому, что его мало: оно активно использовалось в годы революции, Гражданской и даже Великой Отечественной войны, уничтожалось, переплавлялось, его коллекционирование в советское время находилось под фактическим запретом. Конечно, его собирали и в СССР — в основном чиновники и военные, но всплеск интереса к антикварному оружию произошел после 1993 года, одновременно с принятием закона «Об оружии», который впервые продекларировал право частных лиц составлять коллекции.  
Впрочем, и по сей день действуют несколько взаимоисключающих законов, постановлений и внутренних инструкций, поэтому собирателю лучше заранее проконсультироваться со специалистами. Оказать содействие в этом могут в любом магазине, торгующем антикварным оружием. Наиболее эффективный способ оградить себя и свою коллекцию от возможных претензий со стороны правоохранительных органов — получить официальное заключение Росохранкультуры о том, что приобретенное вами оружие имеет культурную ценность и является предметом антиквариата. Антикварным оружием могут быть признаны вещи, произведенные 100 и более лет назад, а оружием, имеющим культурную ценность, — не менее 50 лет назад. После проведения экспертизы предметов на подлинность, время их изготовления и проверки по базе украденных вещей вы получите разрешение на хранение и коллекционирование такого оружия. (Эксперты советуют провести «деактивацию» огнестрельного оружия в том случае, если ему меньше 100 лет: затвор должен быть разрезан пополам и заварен, в стволе должно быть проделано отверстие либо прорезь вдоль него, должен отсутствовать боек и т. д.).  
Цены на оружие непрерывно растут с начала 1990-х годов. Такой распространенный предмет, как немецкий кортик офицера пехоты, 10 лет назад стоил $40–80, пять лет назад — $400–1000, сейчас его цена колеблется от $1200 до $2000. Русскую шашку драгунского типа образца 1909 года 10 лет назад можно было купить за $120–300, пять лет назад она стоила $600–1200, сейчас минимальная цена составит $3500, а экземпляры в хорошем исполнении стоят до $8000.  
Самое ценное и самое дорогое российское оружие — наградное, так называемое «георгиевское» и «аннинское». Та же драгунская шашка образца 1909 года в наградном варианте стоит $15 000–25 000, хотя еще в 1995 году ее можно было купить за $500–1000. Из-за резко возросших цен увеличилось и количество подделок, поэтому покупать дорогое антикварное оружие имеет смысл в крупных аукционных домах, специализирующихся на «милитарии», таких как немецкие Kube и Hermann Historica. Редкие, но интересные торги оружием проводят Sotheby’s, Christie’s и другие дома.  
Обычно там же можно купить и униформу, причем русские вещи и в этом сегменте попадают в топ-листы. Так, на прошлогодней распродаже вещей принцев Ганноверских, устроенной Sotheby’s, продавался комплект формы гусарского штаб-офицера 1850-х годов. При стартовой цене в €10 000 он был продан за ?290 000. Участники торгов говорят, что покупателем был дилер из Санкт-Петербурга. Униформу попроще можно купить и в обычных магазинах, и, хотя цены на нее меньше, растут они весьма высокими темпами. Немецкий китель рядового вермахта за минувшие 10 лет подорожал с $300 до $2000, советский френч 1930-х годов — с $400–600 до $6000–8000. Гонка вооружений продолжается.  

Постоянный адрес статьи:
http://www.forbes.ru/forbes/issue/2006-11/15836-gonka-vooruzhenii



Список новостей


Выберите рассылку
SSL