+7 (495) 694 07 00
г. Москва, Большой Саввинский пер., д.9
+7 (495) 694 07 00
г. Москва, Большой Саввинский пер., д.9
| Антикварные аукционы: что надо знать

Антикварные аукционы: что надо знать

Помните чудесную сцену покупки Кисой и Осей двенадцати стульев? Да-да, антикварный аукцион, он самый! Времена меняются, но принцип аукционного процесса практически остался прежним: кто больше заплатит, тот и выиграл лот — а аукционный дом получит с продажи свой заранее оговоренный процент. Технический прогресс внес в эту сферу деятельности определенные коррективы. Обратим на них внимание.

Аукционных домов, ведущих только очные торги (требующие обязательного присутствия покупателя), на сегодняшний день практически не осталось. Гаражные распродажи не в счет, не стоит путать антикварную торговлю с барахолкой. Любой уважающий себя (неуважающие вымерли) аукционный дом имеет свой сайт, и ставки, после несложной регистрации, можно делать через интернет. Или по телефону — как удобнее. Нюансы в этом процессе следующие: покупателю (тем более начинающему коллекционеру) стоит все же не полениться и посетить предаукционную выставку лотов. Почему? Ведь аукционный дом содержит штат профильных экспертов (или приглашает сторонних специалистов для консультаций).

Дело в том, что искусствоведение — наука не точная. Не сопромат, скажем так. Эксперты экспертами, но... Важная особенность отечественной антикварной торговли (хоть аукционной, хоть нет) в нашей стране: эксперт не несет материальной ответственности за свое заверенное печатями экспертное мнение. Со всеми вытекающими. Наличие экспертного заключения — не страховка: вы покупаете антикварный предмет, а не красивую бумагу к нему. Лучше доверять своим глазам и знаниям — или попросить знакомого специалиста, которому вы доверяете.

Не забывайте, что правила возврата предмета оговорены в правилах любого аукциона, но процесс возврата максимально затруднен. Аукционный дом таким образом страхуется от немотивированных возвратов, и его можно понять: проценты получены, комитент рассчитан — нет ни малейшего желания возмещать ущерб из собственного кармана.

Кроме того, если есть возможность поучаствовать в очных торгах, лучше вновь не полениться и это сделать, не доверяя электронным новинкам. В аукционном деле существует понятие «разгон лота»: заочные торги не дадут вам это понять, а при очных торгах все станет ясно. Условно говоря, когда в зале намеченный вами к покупке предмет не заинтересовал никого, кроме вас, но при этом два неизвестных персонажа заочно бьются за него по телефону (аукционист ведь озвучивает ставки), это наверняка насторожит вас и избавит от переплаты: деньги целее будут!

С появлением интернета значительная часть продавцов и покупателей ушла в сеть. С одной стороны это хорошо: тысячи километров между продавцом и покупателем перестали быть препятствием. С другой стороны, вы лишены возможности посмотреть предстоящую покупку «живьем». Мировые торговые площадки (типа eBay) в значительной мере защищают права покупателя, гарантируя возврат денег в случае неполучения вами товара или несоответствия его описанию. Стоит лишь помнить, что большинство зарубежных продавцов антиквариата не высылают товар в Россию.

Отечественные площадки, вроде «Мешка» или «Avito»... Пользоваться ими можно и нужно, разумеется. Но опять-таки есть нюансы.

Не стоит доверять описанию предмета, данному продавцом: в значительной части случаев — это его фантазия. Доверять стоит лишь качественным фото и собственным глазам (или глазам специалиста, которому вы это поручаете). Иначе попытка возврата, мягко говоря, ненастоящего предмета упрется в непробиваемое «Вы получили то, что на фото... Какие ко мне претензии?».

Даже имея опыт и точно зная, что в куче навоза скрывается искомое вами жемчужное зерно, готовьтесь потратить очень много времени. Поиск в интернете настроен на ключевые слова в заголовке и описании лота. Но есть проблема, Хьюстон: продавец может их не знать! Да-да, значительная часть продавцов толком не знает, чем торгует (для покупателя это зачастую к лучшему). Поэтому чем больше ваша фантазия даст комбинаций слов в поисковой строке, тем приятнее будет выглядеть результат.

И не забывайте, что развитие интернета породило связанную с ним сферу мошенничества. В случае форс-мажора полиция, как правило, крайне неохотно берется за подобные дела. Тем более факт мошенничества еще доказать надо: посылка ведь и на почте потеряться могла. Но не будем об этом: в наше смутное время подрывать веру в человечество... Порядочных людей все же подавляющее большинство!

Просмотров 968
Выберите рассылку
+7 (495) 694 07 00
SSL