Кинжал закавказской работы в серебряной оправе, конец XIX века. Россия

Артикул: 112475
300 000 руб.
Традиционный кинжал закавказской работы в серебряной оправе, представляющей собой отличный образец ювелирного дела. Изготовлен в конце XIX - начале ХХ века.
Клинок стальной, прямой, обоюдоострый. Полотно клинка с обеих сторон разделано тремя узкими долами: с правой стороны долы начинаются на расстоянии 1/5 от пяты (свободная от дол поверхность слегка понижена и закруглена), с левой стороны долы начинаются от пяты.
Рукоять общекавказской формы, сплошь обложена серебром. Черен в сечении прямоугольный, отделен от головки и основания прокатками ложной зерни. Клинок скреплен с рукоятью при помощи двух заклепок с круглыми шляпками, разделенными на сегменты. Верхняя часть головки разделана "зигзагом".
Ножны представляют собой серебряный футляр с вставленными в него деревянными дощечками. Пробирных клейм на серебряных деталях ножен и рукояти нет.
Правая сторона ножен условно поделена на три неравные части: устье с впаянной обоймицей, небольшая центральная часть и широкий наконечник. Вся поверхность ножен с правой стороны сплошь украшена растительным орнаментом дагестанского типа "тутта", выполненным в технике гравировки и черни. Центральная часть, отделенная от устья и наконечника зерневыми полудугами, украшена выпуклым круглым медальоном с цветочной розеткой, обрамленным тонким филигранным орнаментом.
Наконечник оформлен прокатками ложной зерни и заканчивается вытянутым крупным шариком. С левой стороны гладкая поверхность серебра украшена тонкой черневой рамкой с отдельными веточками по краям. В центре ножен с левой стороны гравировкой нанесена владельческая надпись на грузинском языке: "Васил Бегеладзе".
Все детали прибора ножен выполнены в едином стиле рукой одного мастера.

Особенности декора позволяют отнести кинжал к работе дагестанских (преимущественно лакских) мастеров-отходников, работавших на территории Закавказья. Крайне интересным представляется использование в оформлении кинжала филигранного орнамента. Украшение сплошной зернью вошло в моду у адыгов в конце XIX - начале ХХ века. Лакские мастера, работавшие на Северном Кавказе, широко применяли этот прием. Поверхность изделия сплошь покрывалась шариками зерни, посаженными в ободки из крученой проволоки. Основной рисунок окаймлялся прокатками ложной зерни и черневыми полосками. Пространство между зернью покрывалось гравировкой. Иногда зерневые шарики вставлялись не в тонкие, а как в представленном случае в настоящие филигранные розетки, скрученные из нескольких рядов проволоки и соединенные друг с другом филигранными стебельками. В оформлении представленного кинжала заметно сочетание дагестанской орнаментики с грузинскими мотивами. Дагестансие мастера, живя в инонациональной среде, выполняли свои изделия в соответствии со вкусами и пожеланиями заказчика. В данном случае мастер, работавший в крупном городе (предположительно, в Тифлисе или Кутаиси), при оформлении кинжала "заимствовал" популярную среди грузинских мастеров технику филиграни.

Общая длина - 46,5 см.
Длина клинка - 34,6 см.
Ширина клинка у основания - 41 мм.


Кинжал закавказской работы в серебряной оправе, конец XIX века. Россия

Артикул: 112475
300 000 руб.