Москва, Большой Саввинский пер., д.9, стр. 3
Москва, Большой Саввинский пер., д.9, стр. 3
| Новости
16.09.2011
        На сегодняшний день завершена реставрация левого фронтона храма, который смотрит на улицу Станиславского. Фронтон теперь украшен фреской с изображением Преображения Господня, выполненной согласно традиции православной живописи. Реставрация проводится при активном содействии экспертов компании Лейбштандарт. 

           Церковь Святителя Мартина Исповедника, Папы Римского, находится в тихом уютном районе старой Москвы на улице Солженицына, в царские времена Большой Алексеевской (в советское время - Большой Коммунистической) близ Таганки. Это один из старинных московских православных храмов, свидетель и хранитель многовековой истории.
 
Вид на храм со стороны улицы Солженицына
         Построенный в стиле классицизма, Храм святителя Мартина Исповедника представляет собой признанный шедевр русского зодчества. Величественное здание, стоявшее на вершине холма, резко обрывающегося к берегу Яузы, с древних времен формировало художественный облик всей Таганки, всегда отличалось своей мощью и оригинальностью.
       Доподлинно неизвестно время строительства каменного храма на данном месте — предположительно 1502 год. Летописная традиция связывает посвящение храма святителю Мартину Исповеднику с благословением на великое княжение Владимирское и Московское будущего Великого князя Василия III, отца будущего первого русского царя Ивана Грозного, что случилось 14 (27) апреля 1502 года - в день памяти святителя Мартина, Папы Римского.
        Имя святого Мартина созвучно греческому слову «мучение». Жизнь святого была воплощением этого смысла – он прошел через долгий путь страданий, оставаясь верным учению христианской Церкви. В июле 649 года он стал Папой Римским. Правящий император Констант II был приверженцем монофелитства и велел новому епископу принять учение, однако Мартин отказался и на Латеранском соборе в 649 году осудил монофелитов как еретиков. Разгневанный император приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий побоялся народа и подослал воина, чтобы тайно убить его. Когда убийца приблизился к святителю, то неожиданно ослеп. Тогда император послал другого военачальника, Федора Каллиопа, чтобы тот заточил епископа в тюрьму по ложному обвинению в еретичестве. Не слушая никаких оправданий святого Мартина, Каллиоп ночью арестовал его и на корабле отправил на Цикладские острова, где святой пробыл в заточении целый год, перенося пытку голодом. После чего папа был вызван в Византию на суд, где подтвердил своё решение по осуждению монофелитства. После долгих издевательств его приговорили к смерти и после заточили в темницу.
          В это время скончался патриарх Павел, когда-то причинивший святому Мартину немало зла. Перед смертью, раскаявшись, он просил императора ослабить страдания мученика. Тогда по приказу императора святого не казнили, а на корабле сослали в Херсонес Таврический, где он умер 16 сентября 655 года. Мощи его после осуждения монофелитов были перенесены в Рим, где обрели покой в храме святого Мартина Турского.


Фреска с изображением Мартина Исповедника в экстерьере храма
         Первое архивное свидетельство о храме Мартина Исповедника относится к 1625 году. Алексеевская черная слобода, названная новой, была образована в начале ХVI вдоль дороги, соединявшей Таганные ворота города со Спасо-Андрониковским монастырем. На этой дороге, ставшей впоследствии Большой Алексеевской улицей, и стояла Мартиновская церковь. Уже с XVIII столетия Алексеевскую слободу принялось охотно заселять московское купечество, что во-многом определило благоприятную судьбу Мартиновского храма.
         В 1791 началось возведение нового, дожившего до нашего времени, храма в стиле классицизма. Строился он по заказу и на средства местного прихожанина, московского купца-чаеторговеца, позже московского городского головы, В.Я. Жигарева. Архитектором был приглашен Родион Казаков. В 1806 году Митрополит Московский Платон освятил престол нового храма. Главный престол был освящен во имя Вознесения Господня, а два придела – во имя Грузинской иконы Богоматери и святителя Мартина Исповедника. В 1800-1801 годах церковь была расписана в итальянском стиле живописцем Антонио Клаудо, эти росписи сохранились и до нашего времени. Им же были выполнены большие овальные иконы для главного иконостаса.
         В 1812 году во время оккупации Москвы французами храм святителя Мартина Исповедника сильно пострадал от пожара. Реставрация облицовки церкви проходила вплоть до 1823 года. Здесь же было проведено первое благодарственное богослужение после оставления французами Москвы в 1812 году.

Исторический вид храма
        Интересный факт из истории: французский маршал Мюрат, живший в доме бывшей усадьбы И.Р. Баташева, ныне - Яузская больница №23 - втечение всей оккупации Москвы, поражённый видом Храма, поставил взвод солдат с офицером для охраны от мародёров, которые сдались в плен входящим в город русским войскам, что позволило сохранить его в более-менее терпимом состоянии. В разное время при храме существовали народные училища, богадельни, приходское попечительство для вспомоществования бедным.
          После прихода к власти большевиков храм постигла участь многих московских святынь. К счастью, его не разрушили: по декрету 1922 года была изъята значительная часть ризницы, в 1924 году церковь была разграблена. В 1931 году храм закрыли, и его помещения были переданы киностудии документальных фильмов «Востоккино». Были разобраны и уничтожены придельные иконостасы, растащен интерьер. В 1980-1990 годы здесь размещалось хранилище Всесоюзной Книжной палаты.
          С 1990 года начался процесс передачи церкви верующим, который окончательно завершился в 1996 году. В 1992 году настоятелем храма был назначен протоиерей Александр Абрамов. Вновь храм был освящен Святейшим Патриархом Алексием в мае 1998 года.
            В настоящее время постоянно идут работы по совершенствованию интерьера и экстерьера. После возвращения здания церкви, еще в 90-е годы, были проведены все необходимые инженерные работы, постепенно воссоздана настенная живопись, возвращен иконостас центрального алтаря. 
             Сегодня работы над боковым фронтоном полностью завершены. Леса сняты.

Вид на храм со стороны улицы Станиславского до реставрации


Та же экспозиция после реставрации

Фреска с изображением сцены Преображения Господня украсила фронтон
             
         Преображение Господне - важнейший праздник Православной Церкви, празднуется 6 (19) августа. Установлен в память Преображения Господа Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками, Петром, Иаковым и Иоанном, во время молитвы на горе Фавор. Описанное в Евангелиях таинственное преображение, явление Божественного величия Иисуса Христа, когда во время одной из молитв Иисуса со своими учениками лицо его преобразилось, одежды сделались белыми и из облака раздался глас Божий: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте" (Мк. 9:7). 
       Праздник появился на Руси вместе с принятием христианства и со временем оказался приуроченным к уборке яблок. В русской народной традиции Преображение называется Вторым или Яблочным Спасом. С этого дня разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной Литургии.  
        В православной иконописи композиция Преображения всегда изображается среди скалистого пейзажа. На иконах Христос изображается в величии Своей божественной славы, которая символически выражена в особой белизне Его одежд. Пророки Моисей и Илия изображаются по обеим сторонам от Христа как сослужащие Ему священник и диакон. Ученики обычно изображаются испуганными увиденным ими преображением их Учителя и явлением двух пророков. Однако Пётр может иметь радостное выражение лица в соответствии с его евангельскими словами: «Равви! хорошо нам здесь быть».  
         
        Сегодня внутренний и внешний вид храма рождают ощущение единства и постоянства, кажется, что таким величественным и красивым он был всегда.  Храм Святого Мартина по-прежнему является главной достопримечательностью Таганки и всей Москвы.

Список новостей


Выберите рассылку
SSL